Костромские ролевики в официозе

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> НЕФОРМАЛЫ 2000XX >> Костромские ролевики в официозе >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/13/35


Михаил Кордонский

Костромские ролевики в официозе

Как бы рецензия

«Авторские лагеря Костромской области. История и современность» — это такая в своем роде официозная... то есть не смысле государственного, а от академической науки официоза — книга о педагогике. Читать ее сплошь трудновато: научная все-таки работа. Я щас попытаюсь пересказать то, что увидел между строк. Кто захочет, прочтет-проверит, может у кого другое видение. Как в старые советские времена (говорят, они возвращаются, если так, то и традицию читать между строк стоит напомнить).

Итак, что мы имеем, говоря языком неформалом? Мощную систему клубов ролевиков в Костроме и области со всеми ролевыми примамбасами. Конечно это односторонний взгляд. Система явно занимается не только ролевыми играми, и еще много чем. Однако нас интересует именно эта сторона. Ролевики, в основном школы исторического моделирования. В последние годы, как и везде, увеличение влияния реконструкторов. Большие массовые игры на стационарном полигоне, много и часто. Постоянный рост числа участников, смены поколений мастеров, мастерские школы. И никаких проблем с властями, местным населением, родителями, ректоратами. Более того — прямая поддержка: субсидии, помещения...


* * *

Отношения ролевиков с окружающим миром не всегда благополучны. Хотя чаще всего местный социум не обращает на них внимания — это неплохой вариант. Но бывают крайности. Известны несколько случаев когда ролевиков публично обвиняли в тяжких грехах. Например в Иркутске (см. оригинальную статью и ее обсуждение на Красноярском форуме «Вечерний ролевик») и Тюмени (но публикации были и во всероссийских изданиях — здесь - описание инцидента с комментарими ролевиков). Бывало такое и в других городах, подробности легко найти поиском по Сети. В подмосковном Хотьково милиция разогнала начавшуюся игру, а ведь сколько труда ушло на ее подготовку, на оборудование полигона, до того использовавшегося много лет.

И все-таки в массе своей ролевики не подвергаются давлению социума, хотя странностей у них ничуть не меньше, чем, например, у панков. Ну, конечно, прикид у панков заметнее, ролевики в обычной жизни выглядят цивилами. Но и панка с ирокезом сейчас редко встретишь. Маскируются? Не знаю, осознанно ли... можно спросить у настоящих панков (считайте что это задан вопрос — может, отзовутся).

Однако трудно представить себе коммуну панков, даже без ирокезов, получающих поддержку властей. А вот у ролевиков такое бывает — помещения некоторым дают, полигоны. У реконструкторов — еще чаще. Как это получается, что одних травят, а другим помогают? Наверное, панацеи не бывает, волшебная палочка даже в играх не всемогуща. Но среди методов, обладающих солидным количеством хитов, деятельность по созданию локального (городского регионального) общественного мнения.

Из интервью с Лансом, мастером РИ г. Екатеринбург:

У нас всегда много сил тратится на социализацию ролевой деятельности. Не личности и даже не клуба, а всего движения. Чтобы наша деятельность приносила пользу обществу. Чтобы общество про нас думало нормально, и к нам приходили нормальные люди, чтобы можно было взаимодействовать с властью. А это в разных регионах получается по-разному.

В Тюмени ролевиков почему-то считают сатанистами (просто на игру по готике какой-то глупый журналюга заехал — и вот!), а в Екатеринбурге ролевики что-то специально делают, регулярные позитивные публикации, даже в деловой прессе, и там относятся нормально. В Кургане есть педагогические ставки «специалист по ролевому моделированию». Самое многочисленное ролевое движение в Кургане, как и во всей России, но в Кургане оно и легализовано. Они социально активны, постоянно делают что-то вместе с КДМ, например программу «Антисвастика». Курган, Екатеринбург и Тюмень пятый год проводят ролевой методический лагерь на деньги курганских властей. Маленькие деньги, целиком не окупается, но всё равно это помогает.


Из интервью с православным иеродиаконом Хризостомом:

Что посоветовать тем ребятам из Сибири, которых пресса обвиняла в сектантстве? Бороться! На них нападали СМИ — и ответные действия должны быть в том же поле. Берется интервью, показывается по «ящику» тренировка и рассказывается, что там происходит привлечение молодежи к спортивному, здоровому образу жизни и в то же время осознание своей истории. Не только реконструкция, но и ролевые игры — это, в первую очередь, история. Надо теми же самыми способами — средствами СМИ — доказывать людям, что это не зло, это, наоборот хорошо, когда человек не сидит сутками в интернете, не пропадает и не лазит где-то — пьет пиво, бухает, а ведет здоровый образ жизни и в то же время подковывается и физически, и духовно, и нравственно. Надо вести в СМИ разъяснительную работу. Потому что люди просто не знают, а человек боится неизвестного, пытается себя от этого оградить.


Сами эти интервью с Лансом и Хризостомом опубликованы в довольно официозном московском «Русском журнале» — здесь и здесь Это уже робкие попытки влиять на общественное мнение в масштабах страны.


* * *

Вернемся теперь в Кострому. Мы имеем научную работу, опубликованную кафедрой социальной педагогики Костромского государственного университета. Первая часть книги — описание лагерей в терминах науки педагогики, в самых положительных интонациях. В последние полтора десятилетия в основном ролевых, (но и в истории и современности есть и другие).

Вторая часть, по объему в несколько раз превышающая первую — копии публикаций в основном в местной, иногда — российской прессе за... более чем 30 лет!!! Ролевиков тогда еще не было. Костромские ролевики имеют свою предысторию в других неформальных движениях: это фаны КЛФ (Клубы Любителей Фантастики), коммунары и РВОшники (Разно Возрастные Отряды по традиции, созданной писателем-фантастом и педагогом В.П.Крапивиным), КСПшники (Клубы Самодеятельной Песни) и спортивные туристы. Своя предыстория и преемственность от прошлых поколений, других движений, есть почти у любых неформалов, не все на это обращают внимание.

Начиная с 90-х годов публикации уже о ролевиках. Язык публикаций не научный, а простенький казенноватый — стиль провинциальной прессы. Ну, уж какой есть.

Сам по себе архивный поиск этих материалов — огромный труд, но он был сделан! И за ним — десятилетия будничной работы, заботы о том, чтобы в местных СМИ жизнь неформалов описывалась так, как этого хочется неформалам. Не так уж это сложно и трудоемко, если только осознавать, что это нужно для пользы общего дела. Собственно, это то самое, что сейчас называется «пиар». Но в даты начала публикаций этого слова еще не было. Слова не было, а сознательная деятельность по формированию общественного мнения — была.


Вот еще несколько интересных слоев, которые просматриваются, если внимательно и пристрастно прочитать книгу «Авторские лагеря Костромской области».

  • Ролевые игры только часть деятельности лагерей. Они стараются сохранять традиции прошлых движений, привлекать к сотрудничеству новые движения, по мере возможности синтезируя их с современным ролевым. Ролевое движение уже стареет. Но именно в тех местах, где оно пересекается с другими движениями больше шансов на синтез чего-то принципиально нового.

  • Они, говоря нынешним языком, стараются сохранять брэнды. Хотя название костромской молодежной газеты с «Молодого ленинца» в 90-х меняется на «Молодежная линия», но серия публикаций плавно продолжается. Один из лагерей до сих пор называется «Комсорг». Не уверен, что молодые читатели вообще знают этимологию этого слова-сокращения. Оно возникло в 20-х годах 20-го века и обозначало лидера низовой ячейки Коммунистического союза молодежи. Коммунизма давно нет но, например «Комсомольская правда», сохранив бренд, стала успешным медиа-предприятием. Метод эффективный и не новый. В «Кока-Коле» давно нет никакой коки — листьев коки, из которых кокаин делают. В 20-х годах они там еще были. Сохранение брэнда — общественное мнение — коммерческий успех. Сегодня для жителей Костромы «Комсорг» это просто название лагеря, куда престижно не только отпустить своего ребенка, но еще и деньги за путевки заплатить.

  • Они маскируются. Не знаю, осознанно или интуитивно, да это и не важно. В 70-е слово «коммунары» было под негласным запретом, вот его в публикациях и нет, хотя явные признаки этого тогда еще живого движения просматриваются. В 90 годах уже наступила свобода прессы и слова «ролевая игра» в большинстве публикаций присутствуют. Но одновременно с ними всякие «школы бизнеса», «подготовка лидеров и управленческих кадров», «Лидерленд» и социальное проектирование», «экономическое образование»... Ну конечно экономическое — ролевка с игровой экономикой, главное — как назвать это для читателя-цивила.

1990 год:

«На базе пионерского лагеря «Радуга», среди океана нашей советской действительности, появился кусочек западного мира, где воцарились рыночные отношения, только на этом рынке основным товаром было знание. В обращение была запущена своя валюта — «талик».


2005 год:

«Сюрпризом для участников 33-й смены «Комсорга» будет самый настоящий бал. С фраками и шикарными платьями...»

О, вот и реконструкторы засветились.


Ну и такой результат:

«На оздоровительную кампанию 2005 года выделено около 110 миллионов рублей из бюджетных и внебюджетных источников. Полная стоимость путёвки примерно 4800 рублей. Ее можно приобрести в бухгалтериях лагерей. Однако родительская плата за путёвки, приобретаемые с участием средств фонда социального страхования, составляет 10 процентов плюс страховка и проезд до места отдыха (в пределах ста рублей).»


Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования